Триггеры в психологии: как они формируются, контролируются и используются

Что такое триггеры в психологии? Если следовать строго научному определению, то триггеры – это слова, события или еще какие-либо раздражители, вызывающие повторное переживание негативных эмоций или психологической травмы. При этом сами события вовсе не обязательно должны быть негативными или драматичными. Как это? Давайте разбираться!

Формирование триггеров

Классический пример триггера – это когда люди, оказавшиеся в зоне боевых действий и пережившие из-за этого сильный стресс, пугаются от звуков, похожих на выстрел. Например, вздрагивают от звука разорвавшейся петарды или стука выбивания от пыли ковра.

Ясно, что сам по себе звук разорвавшейся вдалеке петарды не является драмой и уж тем более не является негативным событием выбивание ковра. Однако у человека, страдающего посттравматическим стрессовым расстройством (сокращённо ПТСР), подобные звуки уже ассоциируются с выстрелами, и вызывают негативные эмоции, а также чувство опасности.

Таким образом, основа формирования триггера – это событие (раздражитель) и связанные с ним эмоции. Само слово trigger переводится с английского как «спусковой крючок». Таким образом, событие – например, звук, похожий на выстрел – становится триггером, который запускает негативные эмоции.

Триггеры «приводят в движение» не только эмоции, но и могут заставить человека действовать, причём неосознанно. Например, запах вкусной пищи из соседней квартиры может возбудить аппетит, даже если человек только недавно поел, просто потому, что дома запах аппетитной еды всегда означает скорый ужин. Или если человек привык курить в машине за рулём, то со временем сам по себе факт поездки на авто будет активировать желание закурить, даже если автолюбитель успел «перекурить» по дороге в гараж.

Контроль триггеров

Из всего вышеизложенного следует, что триггер – вещь совсем не безобидная. Частое курение или регулярное переедание могут привести к проблемам со здоровьем, а если кому-то крупно не повезло «заполучить» триггер в виде острой реакции на резкие звуки, то для него любой праздник с салютом и фейерверком станет сущим адом.

Что с этим делать? Выход один – попытаться взять триггеры под контроль. Например, продумать и внедрить иную модель поведения в ответ на раздражители. Можно попытаться скоротать время в пробке другим способом, нежели бесконечное курение. Плеер есть практически в каждой машине, так почему бы не прослушать, наконец, долго откладываемый аудио курс по английскому или всеми рекомендуемую аудио книгу?

Можно начать формировать здоровые привычки – допустим, обязательные короткие пешие прогулки перед ужином. Тогда внезапный вкусный запах в подъезде со временем будет провоцировать у вас лишь желание пройтись по воздуху, что, согласитесь, весьма полезно.

Если же речь идет о наличии ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), то тут, вероятнее всего, понадобится помощь психолога или психотерапевта. Усилием воли преодолеть тяжелые психологические расстройства затруднительно, поэтому лучше обратиться к специалисту.

Использование триггеров

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: а есть ли какая-то польза от триггеров? Как мы уже разобрались выше, полезные реакции на привычные раздражители сформировать можно. А еще триггерами можно пользоваться, если вы занимаетесь рекламой и бизнесом.

Дело в том, что у большинства людей есть, если можно так сказать, «предустановленные» эмоции. Большинству людей свойственен страх потери, жажда признания, желание «не выделяться» и при этом быть уникальным. Вот эти триггеры и эксплуатирует реклама.

Например, классическая комбинация – это страх потери плюс ограничение по времени, когда эта потеря произойдёт. Давно пора привыкнуть ко всем этим «скидка 50 % только два дня», «полная распродажа до 1 числа» и так далее. Однако люди из раза в раз «ведутся» и покупают. Почему? Потому, что триггеры контролировать сложно, и даже не все осознают, что подвержены таким неконструктивным эмоциям.

Столь же часто эксплуатируются наши стадные инстинкты: «1500 пациентов излечились от такой-то болезни и теперь полностью здоровы», «5000 человек прошли курс интернет-маркетинга и теперь зарабатывают миллионы». В подтверждение статистики публикуется интервью с каким-нибудь Петром Ивановым, которому еще два месяца назад отказывали почки, а после курса лечения ему не то, что почки – ему, вообще, никто не отказывает. И это в его 85 лет! Такие интервью нивелируют еще одну предустановленную эмоцию – склонность человека сомневаться и не доверять, когда он слышит какую-то выходящую за рамки привычного восприятия информацию.

Не менее успешно идут дела у маркетологов, решивших «зацепить» и активировать такой триггер, как стремление человека к уникальности и собственной исключительности. Все эти «стань членом закрытого клуба – получи привилегии», «банковская карт GOLD – только для Вас» работают именно по этому принципу, хотя «вас» там может быть уже несколько десятков тысяч и ни о какой элитарности речь, по существу, не идёт.

Сейчас, когда вы разобрались, что такое триггеры в психологии, вам будет проще их нивелировать или даже поставить себе на службу. Впрочем, не всегда им нужно сопротивляться. Если в соседнем фитнес-клубе «только сегодня можно приобрести абонемент на полгода по цене трёх месяцев» – может, стоит воспользоваться случаем и перестать откладывать заботу о своём здоровье и занятия спортом «на потом»? Тем более, что стресс и чрезмерная усталость от постоянного влияния всяких триггеров изматывает.

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Ответить