Как сейчас выглядят уголки Европы, куда россиянам не попасть

Может быть, оно и к лучшему… После этого путешествия у нашего колумниста Татьяны Огневой-Сальвони до сих пор дергается глаз.

Это история о том, как семья, живущая в Италии, решила на свой страх и риск рвануть в Грецию. Но оказалось, что не все так просто!

Татьяна Огнева-Сальвони

Психология

Практикующий психолог, писатель, автор книги «Права и счастлива»

Билеты мы покупаем обычно заранее, еще в январе, когда они намного дешевле. Но в этом году мы прогадали. Купили в январе, а потом началась вся эта история с карантинами, отменами рейсов. До последнего не были уверены, что полетим. А в сентябре цены на наш рейс были почти в два раза ниже. Ну да ладно! Решились. Главное было, что где-то с середины лета Грецию открыли для итальянцев, а к концу сентября еще не закрыли.

ФотоYakobchukOlena / iStock / Getty Images Plus /Getty Images

Когда до рейса оставалась пара дней, нам на почту пришло сообщение, что нужно заполнить некий ковид-протокол для правительства Греции. В полночь должен был прийти код, без которого в страну не пускают.

Открываю я ссылку, а там все на каком-то перепутанном английском! Например, в графе «Фамилия» предлагается возможность выбрать страну… Причем какая страна имеется в виду, тоже непонятно: страна рождения, страна отлета, страна прилета? В общем, с горем пополам и большим напряжением извилин заполняю этот протокол, выбираю графу «Семья» и подтверждаю, что обязуюсь не заполнять больше никаких протоколов ни на кого из членов семьи. Приходит код в полночь, и я понимаю, что там нет имен детей, а только мы с мужем. Новый запрос послать уже нельзя. Ну, думаю, ладно, дети-то с нами, семейный же протокол у нас.

Приезжаем в аэропорт. Из многочисленных входных дверей открыта только одна, остальные заблокированы. Рекламные щиты авиакомпаний, призывающие в полет навстречу открытиям и тропическим радостям, с широкими белозубыми улыбками стюардесс на фото выглядят  издевательски. Как какой-то привет из прошлого, в котором в аэропортах бурлила жизнь. Когда в любой момент можно было поймать акцию какой-нибудь авиакомпании  и за цену в средний чек поездки на московском такси слетать на выходные за тридевять земель. Нынче мы входим в гулкое пустое здание огромного аэропорта, в котором зачем-то при этом выстроены огромные, длинные, бессмысленные лабиринты из металлических заграждений.  Кажется, что это декорации голливудского ужастика. Плюс ко всему меня действительно не покидает тревога.

ФотоSolStock / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Подходим к стойке авиакомпании сдать багаж, а у нас начинают тщательно проверять документы, хотя чек-ин пройден онлайн, посадочные талоны на руках и в теории нам нужно просто сгрузить чемодан. Девушка требует протокол и код. Я его выдаю и вскоре слышу, что нас не могут посадить в самолет с детьми, так как их нет в протоколе…

Оказалось, что этот криво сделанный код важнее, чем все визы, документы и билеты, вместе взятые. Я при ней заполнила новый протокол с телефона, где снова внесла имена детей. Мы должны были прилететь в 11 вечера, а код приходит в полночь (по Италии), то есть по греческому времени он бы прилетел на электронную почту как раз вовремя. Сценарий был вполне реален, просто дата прилета там была бы завтрашняя. Однако девушка уперлась. Исполнение инструкции оказалось важнее.

Фотоkieferpix / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

У меня началась жуткая паника и поглотило чувство полного бессилия. Пропадают билеты, оплаченный отель, оплаченный арендованный автомобиль на неделю. Из-за какого-то дурацкого ковид-кода все крушилось прямо на глазах.

Муж взял ситуацию в руки. Нам помогло то, что с нами летел наш друг Люка. На него я тоже оформляла такой код и, наверное, по какому-то голосу свыше в качестве попутчика указала моего мужа. Без меня этот семейный код переставал действовать также и на мужа, а с другом он мог улететь — с его кодом на двоих.

Муж тем временем позвонил кузену, который отдыхал в горах. Тот с телефона купил три билета на утренний рейс другой авиакомпании, прислал мне все данные, и я тут же с телефона оформила новый протокол. Это был тот еще квест! Трясущимися руками заполнять эти бесконечные странные формы с вопросами на перепутанном английском… Вылет был из другого аэропорта, в Бергамо.

Муж и наш друг Люка пошли на посадку, забрав все чемоданы. Я же с двумя детьми — 9 и 3 лет — почапала на автобус до Милано Чентрале (центральный вокзал Милана), чтобы там сесть на электричку до нашего «подмиланья» (городок Кьяри, что в 60 км). Автобус тоже уходил практически пустой, каким был и сам центральный вокзал, который обычно заполнен народом, суетой, запахом кофе и духов. Снова маски и лабиринты заграждений. В целом из аэропорта до дома мы с детьми ехали примерно три часа. По приезде очень устали и легли спать, а ранним утром отправились в аэропорт Бергамо.

Самолет был пустой. Кроме нас с детьми было еще несколько человек на весь салон. Стюрды резвились, будто дети без присмотра, даже не следя, кто и как пристегнулся при взлете.

Выходим в аэропорту Греции. Готовлюсь к тщательному осмотру этого самого протокола. Пассажиры в масках идут гуськом и на входе в здание аэропорта показывают издалека проверяющим офицерам, что у них есть код. Те безразлично кивают. Никто не вчитывается, не ищет, есть ли там дети. Всем все равно! Можно было показать издалека любую бумажку или экран телефона с неким кодом. Это была простая формальность, но она чуть не сорвала весь наш отпуск.

Муж с Люкой встретили нас на том конце. Счастье было безмерным. Семья воссоединилась.

На Корфу сияло теплое солнце и пахло летом, но остров как будто вымер…

ФотоSven Hansche / EyeEm / Getty Images

Пляжи Корфу оказались пустыми, лежаков было раз в пять меньше, чем обычно в это время. Людей не было вовсе. Все крупные меховые магазины, оказывается, даже и не открывались после карантина. Жители рассказали нам, что были большие штрафы и масса ограничений вплоть до полного запрета на посещение храмов. Даже мэра острова оштрафовали, когда она причастилась на Пасху в главном храме. И это при том, что на острове было обнаружено всего около 30 позитивных носителей вируса, которых сразу отправляли на материк. Куда страшнее вируса оказался экономический удар по туристической отрасли. Впрочем, греки были полны оптимизма и очень по-философски отзывались об этой ситуации. Мол, пройдет и это.

ФотоIhor_Tailwind / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

В Италию мы улетели последним в этом году рейсом Корфу — Милан. Именно поэтому самолет был заполнен хотя бы на половину. А в понедельник нас ждал обязательный тест на COVID, и это тоже был квест! Результаты теста пришли нашему семейному врачу и педиатру. На этом основании врачи выписали каждому члену семьи «разрешение на возвращение в социум».

Этот отпуск был полон испытаний, от которых у меня до сих пор дергается глаз, но из-за них он показался еще ценнее. Лишний раз я убедилась в том, как важно иметь настоящих друзей, готовых прийти на помощь. Это я про Люку. Правда, он сказал, что в следующий раз куда-либо поедет лишь после того, как вся эта свистопляска вокруг вируса закончится и вернутся прежние времена. Но вот вернутся ли они? Хочется на это надеяться.