Дислексия — расстройство XXI века

Дислексия - расстройство XXI века
Дислексия — расстройство XXI века

Дислексия – это нейробиологическое отклонение, которое не позволяет полноценно овладеть навыками чтения. Данное расстройство встречается достаточно часто: у каждого 10-20-го человека. Дислексия значительно затрудняет процесс традиционного обучения.
Дислексию обычно диагностируют у детей с нормальным уровнем интеллекта. Так как интеллектуальное развитие никак не связано с этой особенностью восприятия информации. Чтобы минимизировать возможные сложности с получением образования, необходимо вовремя диагностировать дислексию и проводить обучение с учетом особенностей восприятия ребенка.
Дислексия бывает таких типов:

  • Фонематическая.

В этом случае происходит замещение похожих между собой звуков, что может привести к искажению значения слов. Возможен пропуск или же, наоборот, добавление лишних звуков в словах, чтение по буквам или наугад. Также при фонематической дислексии ребенок может изменять порядок слогов или звуков в слове.

  • Семантическая.

Ребенку с такой формой дислексии сложно понять суть прочитанного, поскольку он воспринимает каждое слово отдельно, не связывая его с другими. Соответственно, прочитанный материал остается непонятым. При этом техника чтения может быть на высоком уровне.

  • Мнестическая.

Этот тип дислексии проявляется в отсутствии у ребенка взаимосвязи между буквами и звуками, которые те обозначают. Мнестическая дислексия чаще наблюдается у детей с плохо развитой зрительной памятью.

  • Оптическая.

Ребенок путает визуально похожие буквы, например, ш-щ, б-в, т-г. Возможны случаи «зеркальности» восприятия информации, при которой чтение происходит справа налево. Детям с таким типом дислексии сложно ориентироваться в тексте: проблематично найти начало предложения, перейти с одной строчки на следующую и т.д.

  • Аграмматическая.

В этом случае отсутствует согласованность слов по родам, падежам, числам и временам. Например, возможны такие конструкции: «он пришла», «они слышал», «я видел котенок».

  • Тактильная.

Встречается реже других видов, так как присутствует только у тех, кто пользуется для чтения шрифтом Брайля. Соответственно, тактильная дислексия может быть у детей слабовидящих либо слепых. Тактильная дислексия несколько напоминает оптическую, поскольку при ней происходит ошибочное распознавание похожих в обозначении букв. Естественно, это усложняет процесс чтения в целом.
Если у ребенка наблюдаются описанные выше симптомы, необходима консультация специалистов: логопеда, психолога и невролога. Во время приема проводится оценка общего развития ребенка и анализ работы с текстом, соответствующем возрастной норме. Кроме этого, следует исключить возможные психологические проблемы, которые могут влиять на мотивацию к учебе.
Также учитываются наличия нарушений мелкой моторики, координации движений или речевого развития; сложности с запоминанием стихотворных форм или воспроизведением ритма. Следует помнить о том, что дислексия может быть обусловлена генетически. Поэтому при проблемах с чтением у родителей ребенка, он в большей вероятностью может иметь специфическое восприятие письменной информации.
Наличие дислексии вовсе не является преградой для эффективного обучения. Однако, дети с дислексией требуют особого подхода и использование адаптированных материалов. Именно поэтому важно своевременно диагностировать дислексию. Ведь корректно подобранные формы обучения дают детям возможность успешно овладевать знаниями.

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Ответить